Возрастные особенности развития дошкольника


3-4 года
Восприятие.

 Определяет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) знает название круга, квадрата и треугольника.
 Знает названия основных предметов.
 Выбирает парные картинки по образцу.
 Конструирует из кубиков по подражанию.
 Складывает разрезные картинки из 2-3 частей путём проб.
 Собирает без помощи взрослых и речевых инструкций 3х-составную матрешку.
 Собирает 4х-составную пирамидку с учетом размера колец (если кольца одного цвета);
 Подбирает соответствующие крышки к трем коробкам разных размеров.
 Соотносит низ и верх (например, соображает перевернуть книжку, повернутую вверх ногами).
 Хорошо осваивает пространство группы. Знает, где находится спальня, кухня, туалет, где дети играют, где занимаются.
Мышление.
 Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным, то есть малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметом.
 Понимает время, использует прошедшее и настоящее время.
Память.
 Память носит непроизвольный пассивный характер. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности (игры, рисования, конструирования, слушания сказок и рассказов).
 Преобладает зрительная память.
 В памяти удерживает 3 предмета.
 По просьбе взрослого ребёнок может запомнить не более 2-3 слов.
Речь.
 Словарный запас 800-1200 слов.
 Частичное овладение падежными формами.
 Встречаются иногда аграмматизмы (ошибки в построении активной речи и понимании значений грамматических конструкций).
 Появляются многословные фразы, придаточные предложения.
 Слушает длинные сказки и рассказы.
 Выполняет 2-х составную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»).
 Знает свои имя, фамилию, возраст.
Моторика (мелкая и крупная).
 Определяется ведущая, доминантная рука и начинает формироваться согласованная деятельность рук.
 Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами.
 Обводит по контуру, копирует крест, воспроизводит простые формы (круг, яблоко, мячик), рисует человека («головонога») без туловища.
 Хватает катящийся к нему мяч, бросает его через голову.
 Стоит на одной ноге.
 Прыгает на двух ногах.
 Сохраняет равновесие при качании на качелях.
 Может ездить на трехколесном велосипеде.
Внимание.
 Непроизвольное (не поддаётся внешнему управлению).
 Крайне неустойчивое: ребёнок может забыть, что он шёл за мячом, если перед ним прокатить машинку.
 Внимание привлекают яркие, необычные игрушки.
 Интересную, новую для него картинку рассматривает в среднем 8 секунд. Даже самой увлекательной деятельностью занимаются не больше 10-15минут.
 Переключить внимание быстро, по первому указанию взрослого трудно.
Игра и действия с предметами
 Манипулирование предметом без попытки обследования.
 Подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта.
 Появляются элементы «ролевой» игры (например, играя с куклой, говорит «я-мама», «я-доктор»).
 Появляются более сложные сюжетные постройки.
 Включение в игру ребенка этапа «проговаривания действий».
Социальные контакты, общение.
 Любят общаться с детьми и взрослыми.
 Развиваются навыки совместной игры.
 Любят помогать взрослым.
 Дети данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Индивидуализм детей зачастую становится причиной обострения их взаимоотношений, поскольку каждый стремится настоять на своём. От взрослого в этот период требуется большое терпение.
Навыки самообслуживания
 Полностью одевается сам, расстегивает «молнию», липучки, большие пуговицы, с небольшой помощью взрослых застегивает пуговицы, завязывает шнурки.
 Аккуратно, в определенном порядке, складывает одежду на стул. Вешает верхнюю одежду.
 По мере необходимости пользуется салфеткой и носовым платком.
 Моет руки с мылом перед едой.
 Под руководством взрослых ходит в туалет, снимает и надевает штанишки.
 Помогает мыть себя в ванне – трет тело губкой, моет руки, ноги.

4-5 ЛЕТ
Восприятие.

 Различает, правильно показывает и знает названия таких цветов: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, розовый и голубой. Различает цветовые оттенки (светлый, тёмный, яркий, бледный).
 Хорошо ориентируется в таких формах, как круг, квадрат, треугольник. Анализ формы происходит по её основным частям.
 Легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер:
- собирает 6-ти-составную матрешку;
- собирает 7-ми-составную пирамидку с учетом размера колец и цвета;
- собирает 4х-составную разрезную картинку путем проб (большинство детей после 4-х лет действует соотнесением взором).
 Предметы и явления воспринимаются еще в основном целостно, однако, некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина) начинают уже выделяться как отдельные свойства. Процессы сенсорного ознакомления с предметами совершенствуются и становятся более направленными.

Мышление.

 С 4 лет наступает постепенный переход к наглядно-образному мышлению. Ребенок может решать задачи в уме, опираясь на свои образные представления о предмете. Благодаря стремительно растущему запасу слов, малыш запечатлевает в памяти не только лишь названия предметов, но также их образы и символы.
 Речевые действия: после предварительного ознакомления с картинками ребёнок должен рассказать, какие из них можно отнести к той или иной группе, обосновать.
 Формирование суждений (переход от единичных к общим, из многих качеств выделяет главное).
 Проблема появления на свет.
 Установление причинно-следственных связей.
 Много вопросов, они бессистемные, ответы чаще не дослушивает.
Память.
 Непроизвольная память. Продолжает преобладать узнавание.
 Развита зрительная память, начинает развиваться слуховая.
 В памяти удерживается 4-5 предметов.
 Не умеют применять специальные приёмы запоминания.
 Знает наизусть несколько соответствующих возрасту стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Запоминает их быстро или медленно, но в целом успешно.
Речь.
 Словарный запас 2500-3000 слов.
 Овладевают грамматической структурой речи, управлением и согласованием слов.
 Длинные фразы и монологи.
 Развивается диалогическая речь.
 Простые предложения.
 Развитие фонематического восприятия: узнавания звука в слове.
 Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом и т. д.
 Выполняет три последовательные команды.
 Слушает длинные сказки и рассказы. Воспроизводит содержание художественных произведений и увиденного с помощью наводящих вопросов взрослого
 Понимает время, использует прошедшее и настоящее время.
 Знает имя, отчество воспитателя, няни, названия 2-х деревьев, цветов, комнатных растений. Составляет рассказ по сюжетной картинке, используя фантазию и вымысел. Определяет форму, фактуру, вкус, используя определения. Хорошо отвечает на вопросы.
Моторика (мелкая и крупная).
 Умеет правильно держать карандаш и кисть.
 Раскрашивает предметы соответствующими цветами.
 Копирует печатные буквы.
 Рисует человека, изображает от 2 до 3 частей его тела.
 Копирует квадрат, звезду.
 Складывает бумагу более чем 1 раз.
 Лепет фигурки из пластилина, состоящие из 1-3 частей.
 Прыгает на одной ноге попеременно, ходит по бревну, ступает с пятки на носок, встает на цыпочки.
 Может одновременно действовать руками и ногами (хлопать в ладоши и притоптывать), маршировать в такт музыке. Бросает сам и ловит брошенный ему мяч. Бросает мяч через голову.
 Застёгивает пуговицы. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки.
Внимание.
 Непроизвольное внимание.
 Новообразование: начинает сформировываться контролирующая функция внимания.
 Способен сохранять внимание и работоспособность в течение всего занятия.
 Устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от степени заинтересованности ребенка (15 – 20 минут). Если ребенок увлечен игрой, то он концентрируется на ней полностью. У сдержанных, уравновешенных детей устойчивость внимания в 1,5-2 выше, чем у возбудимых.
 Переключение внимания с помощью словесной инструкции часто требует неоднократного повторения.
 Объем внимания составляет 2- 3 объекта.
Социальные контакты, общение.
 Ребенку 4-х лет все труднее и труднее обходится без ровесников. Если в 3 года ребенок вполне удовлетворялся обществом кукол, то теперь такие игры и общение лишь с близкими людьми его уже почти не удовлетворяет и появляется потребность в сверстниках. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Однако к мнению своих ровесников обычно дети в этом возрасте еще не прислушиваются.
 Умеет играть с другими детьми не ссорясь и соблюдая правила игры.
 Учат быть сдержанным в проявлении отрицательных эмоций (хорошо - плохо).
 Дифференцирует людей по полу.
Навыки самообслуживания.
 Уверенно осваивает приемы самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.
 Одевается и обувается самостоятельно, но еще не умеет зашнуровывать ботинки.
 Аккуратно ест.
 Чистит зубы и полощет рот.
 Сам умывается и вытирает руки и лицо. Умеет пользоваться мылом.
 Помогает взрослым в поддержании порядка.
 Сам убирает свои книжки и игрушки.
 Может поливать растения, давать корм рыбкам, птичкам и ухаживать за ними.
Развитие элементарных математических представлений.
 Сравнивает 2 предмета, разные по величине (длине, широте, высоте), выражает словами, какой предмет больше, шире, выше, длиннее и наоборот.
 Понимает значение: верх (низ), слева (справа), налево (направо). Считает до 5.
 Сравнивает группы предметов, выражает словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
Эмоционально-волевая сфера.
 Ребенок стремится во всем подражать взрослому, причем не только своим родителям, но и посторонним людям.
 Понимает не только смысл произнесенных слов, но и нюансы интонации, может почувствовать иронию, скрытое недовольство, обиду, грусть и т. п.
 Ребенок в этом возрасте уже усваивает свою половую принадлежность и знает, кто он: мальчик или девочка, пытаясь взять на себя роль своего пола.
 Начинается период романтической любви к своим родителям противоположного пола, испытывая ревность к родителю своего пола. В 4 года у ребенка может появиться его первая влюбленность, наивнее и чище, которой не найти.
 Проявляет фантазию. Любит нравиться другим и помогать взрослым.


5-6 лет
Восприятие.

 Цвет: смешивание цветов.
 Форма: задание на плоскостное конструирование по схеме.
 Величина: идея измерения. Включение параметра высота, ширина.
 Эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг; узнавание, называние, соотнесение.
 Звук: колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка; узнавание, описание, (громкий – тихий, низкий – высокий, звонкий – глухой), подражание.
 Запах: цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный; узнавание, описание, (слабый – резкий, приятный – неприятный, сладкий)
 Свойство предметов: тяжёлый – лёгкий, жёсткий – мягкий, шершавый – гладкий, прозрачный – непрозрачный, горячий – холодный, светлый – тёмный, сухой – мокрый; по материалу: деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т.д.
 Пространство: высоко – низко, слева – справа, впереди – сзади; определение нахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определённом месте.
 Время: утро, вечер, день, ночь, вчера, сегодня, завтра; соотнесение события со временем его происшествия.
Мышление.
 Наглядно-образное и словесно-логическое (понятийное).
 Умозаключения (включение всё более существенных черт предмета, видовое понятие соотносится с родовым).
 Вопросы: о жизни и смерти, о труде, о героях, о духовной жизни человека.
 Установление причинно-следственных связей.
Память.
 Сохраняется непроизвольная память, появление произвольной памяти.
 Наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов их осуществления.
 Осуществление самоконтроля.
 Хорошо развивается зрительная и слуховая память.
 Объем зрительной памяти – 5-6 предметов.
 Объем слуховой памяти – 4-5 слов.
 Долговременная: рассказывают стихи, сказку.
 Кратковременная: воспроизводит 5-6 слов.
Речь
 Словарный запас 3500-5000 слов.
 Использует распространённые предложения с однородными членами.
 Заканчивается формирование правильного произношения.
 Использует в речи синонимы и антонимы.
 Знает слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
 Знает и умеет писать печатные буквы алфавита.
 Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова).
 Определяет ударные слоги, гласные.
 Понимает значение слов звук, слог, слово.
 Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные.
 Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.
Моторика (мелкая и крупная).
 Аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа.
 Бьёт молотком по гвоздю.
 Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
 Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
 Хорошо бегает, прыгает, прыгает через верёвочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках.
 Катается на 2-х колёсном велосипеде.
Внимание.
 Непроизвольное внимание.
 Появляются зачатки произвольного внимания, связанные с сознательной деятельностью и волевым усилием.
 Объём внимания – 5 предметов.
 Устойчивость увеличивается в нарастании (по сравнению с 4-5 г.), состовляет 15-20 минут. Сосредотачивается на 3-х объектах с достаточно полной детализацией.
 Переключение – распределение внимания по двум признакам, легко переходит от одного к другому.
 Концентрация: рассматриваниет привлекательную картинку в течении 15-20 секунд.
 Нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Математические представления:
 Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов.
 Умеет из неравенства делать равенство.
 Умеет писать и пользоваться математическими знаками.
 Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот.
 Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги.
 Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.
Социальные контакты, общение.
 Понимает правила честной игры.
 Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны.
 Происходит осознание половой идентичности, чувства принадлежности к группе мужчин или женщин.
6-7 лет
Восприятие.

 Можно наблюдать вполне систематическое планомерное рассматривание предметов.
 Дети уже не нуждаются в том, чтобы держать предмет в руках, они вполне успешно описывают его свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием.
 Действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете.
 Складываются три основных вида действия восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующего действия.
Мышление.
 Мышление наглядно-образное, появляется вербально-логическое.
 Оперирует анализом знаний: выделяет скрытые предположения, видит ошибки в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями.
 Владеет операцией синтеза, используя знания из разных областей для составления плана решения проблемы.
 Умеет наблюдать за явлениями, ставит вопросы по существу.
Память.
 Объем памяти – 5-7 слов или картинок.
 Быстрое запоминание и медленное забывание.
 Преобладание словесно-образной памяти.
 Воспринятый материал прочно удерживается в сознании.
 Повторное восприятие и воспроизведение не требует волевых усилий и напряжения.
 Развивается произвольное запоминание.
Речь.
 Овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или другое явление, правило.
 Довольно свободно владеет родным языком.
 Речь в известной степени грамматически правильна, выразительна, относительно богата по содержанию.
 Самостоятельно читает текст и передает его содержание.
 Умеет записывать простые слова.
Моторика (мелкая и крупная).
 Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, в длинных костях рук и ног только начинается окостенение.
 Слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фалангов пальцев.
 Точные и тонкие движения мышц кисти и пальцев ещё не совершенны.
 Недостаточная точность и быстрота выполнения движений, трудность прекращения движения по сигналу.
Внимание.
 Преобладание произвольного внимания.
 Повышается концентрация внимания: удерживает полностью весь объект деятельности.
 Присутствует волевое управление процессом внимания.
 Перемещение внимания с одного объекта на другой происходит сознательно.
 Объем – 6 лет: 6 предметов; 7 лет: 7-8 предметов.
 Ребенок может заниматься неинтересной работой 10 минут (устойчивость – 6 лет: 20-25 минут; 7 лет: 25-30 минут).
 Может действовать по двум правилам одновременно.
 Если ребенок не может сосредоточиться на необходимой и неинтересной работе даже в течение 5 – 10 минут, то необходима дополнительная консультация у специалистов.
Социальные контакты, общение.
 Усваивает и использует правила формальной вежливости в общении с незнакомыми взрослыми.
 Формируется образ себя реального и потенциального (в будущем), осознание причастности к широким сообществам: стране, этносу.
Математические представления:
 Определяет время по часам.
 Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы.
 Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры.
Воображение
 Дети могут использовать способ «включение» (заданный элемент действительности является отправной точкой воображения ребенка, некоторой частью созданной им композиции: круг – мяч и дорисовывается футболист).
 Может сочинить сказку или историю на заданную тему и наполняет их интересными и порой оригинальными деталями (6 лет: репродуктивное с элементами творчества; 7 лет: творческое воображение).
Представления об окружающем мире:
 Ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта.