Возрастные особенности развития дошкольника


1-3 года

Память.

В начале 2-го года малыш узнает знакомых людей, даже если он их не видел несколько недель, хорошо вспоминает события недельной давности, хорошо ориентируется в расположении комнат в квартире и предметов в них. Выходя на улицу сам подходит к месту, где недавно играл.

К концу 2-го года узнавание более совершенно. Помнит  события  трехмесячной давности. На  3-м году жизни малыш может вспомнить события, происходившие с ним 6 месяцев назад (например, летом вспоминают зимние события).

Внимание непроизвольно.

Особенности нервной системы ребенка таковы, что он не может долго концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Однако по сравнению с более ранним возрастом внимание становится более устойчивым. В 1 год может удерживать внимание на одной игрушке 10 минут, в 3 года - примерно 30 минут, а если сильно заинтересовался, то может быть трудно отвлечь и через полчаса. Трудно привлечь внимание к предмету, который малыша не интересует. Очень важно в этом возрасте побуждать ребенка чем-то заняться, вызывать его интерес, но не принуждать.

В возрасте 1-3 года активно развивается воображение ( например, малыш скачет на палке, как на лошади).

Восприятие крайне не совершенно.

Ребенок в 1 год неспособен последовательно рассматривать предмет и выяснять его свойства.

Обычно малыш выделяет только один признак, который бросается в глаза. Например, усвоив слово «пти» (птичка) малыш начинает называть так все предметы, у которых есть что-то похожее на клюв.

 К концу 3-го года,  ребенок усваивает 5-6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник),  8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).

Наибольшее влияние на развитие интеллекта оказывают действия с предметами (орудиями): соотнесение предметов между собой (например, складывание пирамидки), употребление орудий (например, кушает ложкой).

Малышу свойственна повышенная эмоциональность.

Мышление.

Развиваются наглядно действенное и наглядно образное мышление. Зарождаются обобщения. Ребенок начинает усваивать знаки, однако они пока разобщены, не связаны между собой.

 В возрасте 1-2 лет ребенок начинает активно экспериментировать методом проб и ошибок, использовать разные способы действия с предметами.  Например, заметив направление, в котором упал предмет, малыш его будет бросать снова и снова разными способами и смотреть на результат. Закатившуюся вещицу ребенок будет также доставать разными способами: с помощью веревки, палки, ложки и т.п.

 В раннем возрасте взрослого может содействовать развитию наглядно-действенного мышления. Взрослый может подсказать ребенку выход из ситуации не только действием, но и словом. Например, если малыш настойчиво тянет коробку через прутья кровати, взрослый может дать только словесную инструкцию: «Поверни коробочку, тогда она пройдет».

Речь.

До 1,5 лет речь развивается медленно (ребенок усваивает от 30-40 до 100  слов) и употребляется редко. После полутора лет - резкий перелом : малыш начинает требовать называть предметы, произносит слова, которые эти предметы обозначают.

2-й и 3-й годы жизни ребенка - сенситивный период в усвоении речи. Развитие происходит в двух направлениях: совершенствуется понимание малышом речи взрослых; складывается собственная активная речь. Если в этот период происходит задержка в развитии речи, то позже наверстать упущенное очень сложно.

Вторая половина 2-го года – переход к активной, самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладении собственным поведением.

К концу 2-го года начинается развитие двухсловных, а затем многословных предложений, внутри которых с 2-х лет начинается согласование всех слов предложения. К 3-м годам малыш в основном правильно применяет падежи. Примерно в это же время  ребенок начинает сознательно контролировать правильность своих высказываний и речи других людей.

 На 3-м году жизни  у ребенка  меняется понимание речи взрослого человека. Малыш к этому возрасту не только понимает отдельные слова и способен выполнить действие по просьбе взрослого, но и начинает слушать любые высказывания взрослого, которые не направлены непосредственно на него. Ребенок начинает слушать и понимать сообщения, которые выходят за рамки ситуации его общения с взрослым. Это дает малышу возможность использовать речь, как средство познания мира, недоступного непосредственному опыту ребенка.

Словарный запас:

1 год- 10-20 слов;

1,5  года- 30-40 слов;

2 года - до 300 слов;

3 года- 1200-1500 слов.

С появлением речи становятся шире возможности общения малыша с взрослыми. Появляются отношения сотрудничества.

 Возраст 1-3 года – критический, потому что в этом возрасте на основе овладения речью происходит переход от естественного к социальному типу развития и создаются предпосылки для формирования личности.

 Игра.

В 2-3 года заметное место начинает занимать игра.

 Примерно в 1г. 3 месяца малыш в игре выполняет не только показанные взрослым действия, но и те, которые наблюдал ранее сам: прижимает куклу, целует ее, моет, укладывает спать; начинает «есть» из пустой чашки, пишет палочкой на столе,  «читает».

Приблизительно в 1 год и 5 месяцев происходит скачок: ребенок начинает делать из предметов заместители. Например, хочет умыть куклу, а мыла нет, малыш делает мылом кубик.

После 1 года, ближе к полутора лет ребенок делает свои первые рисунки: каракули. Причем малыш их как-то называет. К 3-м годам ребенок рисует человека в виде «головонога»   (голова, шея, 2 ноги).

3-4 года

Восприятие.
- Определяет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) знает название круга, квадрата и треугольника.
- Знает названия основных предметов.
- Выбирает парные картинки по образцу.
- Конструирует из кубиков по подражанию.
- Складывает разрезные картинки из 2-3 частей путём проб.
- Собирает без помощи взрослых и речевых инструкций 3х-составную матрешку.
- Собирает 4х-составную пирамидку с учетом размера колец (если кольца одного цвета);
- Подбирает соответствующие крышки к трем коробкам разных размеров.
- Соотносит низ и верх (например, соображает перевернуть книжку, повернутую вверх ногами).
- Хорошо осваивает пространство группы. Знает, где находится спальня, кухня, туалет, где дети играют, где занимаются.
Мышление.
- Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным, то есть малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметом.
- Понимает время, использует прошедшее и настоящее время.
Память.
- Память носит непроизвольный пассивный характер. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности (игры, рисования, конструирования, слушания сказок и рассказов).
- Преобладает зрительная память.
- В памяти удерживает 3 предмета.
- По просьбе взрослого ребёнок может запомнить не более 2-3 слов.
Речь.
- Словарный запас 800-1200 слов.
- Частичное овладение падежными формами.
- Встречаются иногда аграмматизмы (ошибки в построении активной речи и понимании значений грамматических конструкций).
- Появляются многословные фразы, придаточные предложения.
- Слушает длинные сказки и рассказы.
- Выполняет 2-х составную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»).
- Знает свои имя, фамилию, возраст.
Моторика (мелкая и крупная).
- Определяется ведущая, доминантная рука и начинает формироваться согласованная деятельность рук.
- Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами.
- Обводит по контуру, копирует крест, воспроизводит простые формы (круг, яблоко, мячик), рисует человека («головонога») без туловища.
- Хватает катящийся к нему мяч, бросает его через голову.
- Стоит на одной ноге.
- Прыгает на двух ногах.
- Сохраняет равновесие при качании на качелях.
- Может ездить на трехколесном велосипеде.
Внимание.
- Непроизвольное (не поддаётся внешнему управлению).
- Крайне неустойчивое: ребёнок может забыть, что он шёл за мячом, если перед ним прокатить машинку.
- Внимание привлекают яркие, необычные игрушки.
- Интересную, новую для него картинку рассматривает в среднем 8 секунд. Даже самой увлекательной деятельностью занимаются не больше 10-15минут.
- Переключить внимание быстро, по первому указанию взрослого трудно.
Игра и действия с предметами
- Манипулирование предметом без попытки обследования.
- Подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта.
- Появляются элементы «ролевой» игры (например, играя с куклой, говорит «я-мама», «я-доктор»).
- Появляются более сложные сюжетные постройки.
- Включение в игру ребенка этапа «проговаривания действий».
Социальные контакты, общение.
- Любят общаться с детьми и взрослыми.
- Развиваются навыки совместной игры.
- Любят помогать взрослым.
- Дети данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Индивидуализм детей зачастую становится причиной обострения их взаимоотношений, поскольку каждый стремится настоять на своём. От взрослого в этот период требуется большое терпение.
Навыки самообслуживания
- Полностью одевается сам, расстегивает «молнию», липучки, большие пуговицы, с небольшой помощью взрослых застегивает пуговицы, завязывает шнурки.
- Аккуратно, в определенном порядке, складывает одежду на стул. Вешает верхнюю одежду.
- По мере необходимости пользуется салфеткой и носовым платком.
- Моет руки с мылом перед едой.
- Под руководством взрослых ходит в туалет, снимает и надевает штанишки.
- Помогает мыть себя в ванне – трет тело губкой, моет руки, ноги.

4-5 лет
Восприятие.

- Различает, правильно показывает и знает названия таких цветов: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, розовый и голубой. Различает цветовые оттенки (светлый, тёмный, яркий, бледный).
- Хорошо ориентируется в таких формах, как круг, квадрат, треугольник. Анализ формы происходит по её основным частям.
- Легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер:
- собирает 6-ти-составную матрешку;
- собирает 7-ми-составную пирамидку с учетом размера колец и цвета;
- собирает 4х-составную разрезную картинку путем проб (большинство детей после 4-х лет действует соотнесением взором).
- Предметы и явления воспринимаются еще в основном целостно, однако, некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина) начинают уже выделяться как отдельные свойства. Процессы сенсорного ознакомления с предметами совершенствуются и становятся более направленными.

Мышление.

- С 4 лет наступает постепенный переход к наглядно-образному мышлению. Ребенок может решать задачи в уме, опираясь на свои образные представления о предмете. Благодаря стремительно растущему запасу слов, малыш запечатлевает в памяти не только лишь названия предметов, но также их образы и символы.
- Речевые действия: после предварительного ознакомления с картинками ребёнок должен рассказать, какие из них можно отнести к той или иной группе, обосновать.
- Формирование суждений (переход от единичных к общим, из многих качеств выделяет главное).
- Проблема появления на свет.
- Установление причинно-следственных связей.
- Много вопросов, они бессистемные, ответы чаще не дослушивает.
Память.
- Непроизвольная память. Продолжает преобладать узнавание.
- Развита зрительная память, начинает развиваться слуховая.
- В памяти удерживается 4-5 предметов.
- Не умеют применять специальные приёмы запоминания.
- Знает наизусть несколько соответствующих возрасту стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Запоминает их быстро или медленно, но в целом успешно.
Речь.
- Словарный запас 2500-3000 слов.
- Овладевают грамматической структурой речи, управлением и согласованием слов.
- Длинные фразы и монологи.
- Развивается диалогическая речь.
- Простые предложения.
- Развитие фонематического восприятия: узнавания звука в слове.
- Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом и т. д.
- Выполняет три последовательные команды.
-- Слушает длинные сказки и рассказы. Воспроизводит содержание художественных произведений и увиденного с помощью наводящих вопросов взрослого
- Понимает время, использует прошедшее и настоящее время.
- Знает имя, отчество воспитателя, няни, названия 2-х деревьев, цветов, комнатных растений. Составляет рассказ по сюжетной картинке, используя фантазию и вымысел. Определяет форму, фактуру, вкус, используя определения. Хорошо отвечает на вопросы.
Моторика (мелкая и крупная).
- Умеет правильно держать карандаш и кисть.
- Раскрашивает предметы соответствующими цветами.
- Копирует печатные буквы.
- Рисует человека, изображает от 2 до 3 частей его тела.
- Копирует квадрат, звезду.
- Складывает бумагу более чем 1 раз.
- Лепет фигурки из пластилина, состоящие из 1-3 частей.
- Прыгает на одной ноге попеременно, ходит по бревну, ступает с пятки на носок, встает на цыпочки.
- Может одновременно действовать руками и ногами (хлопать в ладоши и притоптывать), маршировать в такт музыке. Бросает сам и ловит брошенный ему мяч. Бросает мяч через голову.
- Застёгивает пуговицы. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки.
Внимание.
- Непроизвольное внимание.
- Новообразование: начинает сформировываться контролирующая функция внимания.
- Способен сохранять внимание и работоспособность в течение всего занятия.
- Устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от степени заинтересованности ребенка (15 – 20 минут). Если ребенок увлечен игрой, то он концентрируется на ней полностью. У сдержанных, уравновешенных детей устойчивость внимания в 1,5-2 выше, чем у возбудимых.
 Переключение внимания с помощью словесной инструкции часто требует неоднократного повторения.
 Объем внимания составляет 2- 3 объекта.
Социальные контакты, общение.
 Ребенку 4-х лет все труднее и труднее обходится без ровесников. Если в 3 года ребенок вполне удовлетворялся обществом кукол, то теперь такие игры и общение лишь с близкими людьми его уже почти не удовлетворяет и появляется потребность в сверстниках. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Однако к мнению своих ровесников обычно дети в этом возрасте еще не прислушиваются.
- Умеет играть с другими детьми не ссорясь и соблюдая правила игры.
- Учат быть сдержанным в проявлении отрицательных эмоций (хорошо - плохо).
- Дифференцирует людей по полу.
Навыки самообслуживания.
- Уверенно осваивает приемы самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.
- Одевается и обувается самостоятельно, но еще не умеет зашнуровывать ботинки.
- Аккуратно ест.
- Чистит зубы и полощет рот.
- Сам умывается и вытирает руки и лицо. Умеет пользоваться мылом.
- Помогает взрослым в поддержании порядка.
- Сам убирает свои книжки и игрушки.
- Может поливать растения, давать корм рыбкам, птичкам и ухаживать за ними.
Развитие элементарных математических представлений.
 Сравнивает 2 предмета, разные по величине (длине, широте, высоте), выражает словами, какой предмет больше, шире, выше, длиннее и наоборот.
 Понимает значение: верх (низ), слева (справа), налево (направо). Считает до 5.
 Сравнивает группы предметов, выражает словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
Эмоционально-волевая сфера.
- Ребенок стремится во всем подражать взрослому, причем не только своим родителям, но и посторонним людям.
- Понимает не только смысл произнесенных слов, но и нюансы интонации, может почувствовать иронию, скрытое недовольство, обиду, грусть и т. п.
- Ребенок в этом возрасте уже усваивает свою половую принадлежность и знает, кто он: мальчик или девочка, пытаясь взять на себя роль своего пола.
- Начинается период романтической любви к своим родителям противоположного пола, испытывая ревность к родителю своего пола. В 4 года у ребенка может появиться его первая влюбленность, наивнее и чище, которой не найти.
- Проявляет фантазию. Любит нравиться другим и помогать взрослым.


5-6 лет
Восприятие.

- Цвет: смешивание цветов.
- Форма: задание на плоскостное конструирование по схеме.
- Величина: идея измерения. Включение параметра высота, ширина.
- Эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг; узнавание, называние, соотнесение.
- Звук: колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка; узнавание, описание, (громкий – тихий, низкий – высокий, звонкий – глухой), подражание.
- Запах: цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный; узнавание, описание, (слабый – резкий, приятный – неприятный, сладкий)
- Свойство предметов: тяжёлый – лёгкий, жёсткий – мягкий, шершавый – гладкий, прозрачный – непрозрачный, горячий – холодный, светлый – тёмный, сухой – мокрый; по материалу: деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т.д.
- Пространство: высоко – низко, слева – справа, впереди – сзади; определение нахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определённом месте.
- Время: утро, вечер, день, ночь, вчера, сегодня, завтра; соотнесение события со временем его происшествия.
Мышление.
- Наглядно-образное и словесно-логическое (понятийное).
- Умозаключения (включение всё более существенных черт предмета, видовое понятие соотносится с родовым).
- Вопросы: о жизни и смерти, о труде, о героях, о духовной жизни человека.
- Установление причинно-следственных связей.
Память.
- Сохраняется непроизвольная память, появление произвольной памяти.
- Наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов их осуществления.
- Осуществление самоконтроля.
- Хорошо развивается зрительная и слуховая память.
- Объем зрительной памяти – 5-6 предметов.
- Объем слуховой памяти – 4-5 слов.
- Долговременная: рассказывают стихи, сказку.
- Кратковременная: воспроизводит 5-6 слов.
Речь
- Словарный запас 3500-5000 слов.
- Использует распространённые предложения с однородными членами.
- Заканчивается формирование правильного произношения.
- Использует в речи синонимы и антонимы.
- Знает слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
- Знает и умеет писать печатные буквы алфавита.
- Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова).
- Определяет ударные слоги, гласные.
- Понимает значение слов звук, слог, слово.
- Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные.
- Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.
Моторика (мелкая и крупная).
- Аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа.
- Бьёт молотком по гвоздю.
- Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
- Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
- Хорошо бегает, прыгает, прыгает через верёвочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках.
- Катается на 2-х колёсном велосипеде.
Внимание.
- Непроизвольное внимание.
- Появляются зачатки произвольного внимания, связанные с сознательной деятельностью и волевым усилием.
- Объём внимания – 5 предметов.
- Устойчивость увеличивается в нарастании (по сравнению с 4-5 г.), состовляет 15-20 минут. Сосредотачивается на 3-х объектах с достаточно полной детализацией.
-Переключение – распределение внимания по двум признакам, легко переходит от одного к другому.
- Концентрация: рассматривает привлекательную картинку в течении 15-20 секунд.
- Нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Математические представления:
- Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов.
- Умеет из неравенства делать равенство.
- Умеет писать и пользоваться математическими знаками.
- Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот.
- Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги.
- Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.
Социальные контакты, общение.
- Понимает правила честной игры.
- Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны.
- Происходит осознание половой идентичности, чувства принадлежности к группе мужчин или женщин.

6-7 лет
Восприятие.

- Можно наблюдать вполне систематическое планомерное рассматривание предметов.
- Дети уже не нуждаются в том, чтобы держать предмет в руках, они вполне успешно описывают его свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием.
- Действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете.
- Складываются три основных вида действия восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующего действия.
Мышление.
- Мышление наглядно-образное, появляется вербально-логическое.
- Оперирует анализом знаний: выделяет скрытые предположения, видит ошибки в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями.
- Владеет операцией синтеза, используя знания из разных областей для составления плана решения проблемы.
- Умеет наблюдать за явлениями, ставит вопросы по существу.
Память.
- Объем памяти – 5-7 слов или картинок.
- Быстрое запоминание и медленное забывание.
- Преобладание словесно-образной памяти.
- Воспринятый материал прочно удерживается в сознании.
- Повторное восприятие и воспроизведение не требует волевых усилий и напряжения.
- Развивается произвольное запоминание.
Речь.
- Овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или другое явление, правило.
- Довольно свободно владеет родным языком.
- Речь в известной степени грамматически правильна, выразительна, относительно богата по содержанию.
- Самостоятельно читает текст и передает его содержание.
- Умеет записывать простые слова.
Моторика (мелкая и крупная).
- Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, в длинных костях рук и ног только начинается окостенение.
- Слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фалангов пальцев.
- Точные и тонкие движения мышц кисти и пальцев ещё не совершенны.
- Недостаточная точность и быстрота выполнения движений, трудность прекращения движения по сигналу.
Внимание.
- Преобладание произвольного внимания.
- Повышается концентрация внимания: удерживает полностью весь объект деятельности.
- Присутствует волевое управление процессом внимания.
- Перемещение внимания с одного объекта на другой происходит сознательно.
- Объем – 6 лет: 6 предметов; 7 лет: 7-8 предметов.
- Ребенок может заниматься неинтересной работой 10 минут (устойчивость – 6 лет: 20-25 минут; 7 лет: 25-30 минут).
- Может действовать по двум правилам одновременно.
- Если ребенок не может сосредоточиться на необходимой и неинтересной работе даже в течение 5 – 10 минут, то необходима дополнительная консультация у специалистов.
Социальные контакты, общение.
- Усваивает и использует правила формальной вежливости в общении с незнакомыми взрослыми.
- Формируется образ себя реального и потенциального (в будущем), осознание причастности к широким сообществам: стране, этносу.
Математические представления:
- Определяет время по часам.
- Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы.
- Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры.
Воображение
- Дети могут использовать способ «включение» (заданный элемент действительности является отправной точкой воображения ребенка, некоторой частью созданной им композиции: круг – мяч и дорисовывается футболист).
- Может сочинить сказку или историю на заданную тему и наполняет их интересными и порой оригинальными деталями (6 лет: репродуктивное с элементами творчества; 7 лет: творческое воображение).
Представления об окружающем мире:
- Ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта.