Возрастные особенности развития дошкольника
3-4 года
Восприятие.
Определяет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) знает название круга, квадрата и треугольника.
Знает названия основных предметов.
Выбирает парные картинки по образцу.
Конструирует из кубиков по подражанию.
Складывает разрезные картинки из 2-3 частей путём проб.
Собирает без помощи взрослых и речевых инструкций 3х-составную матрешку.
Собирает 4х-составную пирамидку с учетом размера колец (если кольца одного цвета);
Подбирает соответствующие крышки к трем коробкам разных размеров.
Соотносит низ и верх (например, соображает перевернуть книжку, повернутую вверх ногами).
Хорошо осваивает пространство группы. Знает, где находится спальня, кухня, туалет, где дети играют, где занимаются.
Мышление.
Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным, то есть малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметом.
Понимает время, использует прошедшее и настоящее время.
Память.
Память носит непроизвольный пассивный характер. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности (игры, рисования, конструирования, слушания сказок и рассказов).
Преобладает зрительная память.
В памяти удерживает 3 предмета.
По просьбе взрослого ребёнок может запомнить не более 2-3 слов.
Речь.
Словарный запас 800-1200 слов.
Частичное овладение падежными формами.
Встречаются иногда аграмматизмы (ошибки в построении активной речи и понимании значений грамматических конструкций).
Появляются многословные фразы, придаточные предложения.
Слушает длинные сказки и рассказы.
Выполняет 2-х составную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»).
Знает свои имя, фамилию, возраст.
Моторика (мелкая и крупная).
Определяется ведущая, доминантная рука и начинает формироваться согласованная деятельность рук.
Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами.
Обводит по контуру, копирует крест, воспроизводит простые формы (круг, яблоко, мячик), рисует человека («головонога») без туловища.
Хватает катящийся к нему мяч, бросает его через голову.
Стоит на одной ноге.
Прыгает на двух ногах.
Сохраняет равновесие при качании на качелях.
Может ездить на трехколесном велосипеде.
Внимание.
Непроизвольное (не поддаётся внешнему управлению).
Крайне неустойчивое: ребёнок может забыть, что он шёл за мячом, если перед ним прокатить машинку.
Внимание привлекают яркие, необычные игрушки.
Интересную, новую для него картинку рассматривает в среднем 8 секунд. Даже самой увлекательной деятельностью занимаются не больше 10-15минут.
Переключить внимание быстро, по первому указанию взрослого трудно.
Игра и действия с предметами
Манипулирование предметом без попытки обследования.
Подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта.
Появляются элементы «ролевой» игры (например, играя с куклой, говорит «я-мама», «я-доктор»).
Появляются более сложные сюжетные постройки.
Включение в игру ребенка этапа «проговаривания действий».
Социальные контакты, общение.
Любят общаться с детьми и взрослыми.
Развиваются навыки совместной игры.
Любят помогать взрослым.
Дети данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Индивидуализм детей зачастую становится причиной обострения их взаимоотношений, поскольку каждый стремится настоять на своём. От взрослого в этот период требуется большое терпение.
Навыки самообслуживания
Полностью одевается сам, расстегивает «молнию», липучки, большие пуговицы, с небольшой помощью взрослых застегивает пуговицы, завязывает шнурки.
Аккуратно, в определенном порядке, складывает одежду на стул. Вешает верхнюю одежду.
По мере необходимости пользуется салфеткой и носовым платком.
Моет руки с мылом перед едой.
Под руководством взрослых ходит в туалет, снимает и надевает штанишки.
Помогает мыть себя в ванне – трет тело губкой, моет руки, ноги.
4-5 ЛЕТ
Восприятие.
Различает, правильно показывает и знает названия таких цветов: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, розовый и голубой. Различает цветовые оттенки (светлый, тёмный, яркий, бледный).
Хорошо ориентируется в таких формах, как круг, квадрат, треугольник. Анализ формы происходит по её основным частям.
Легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер:
- собирает 6-ти-составную матрешку;
- собирает 7-ми-составную пирамидку с учетом размера колец и цвета;
- собирает 4х-составную разрезную картинку путем проб (большинство детей после 4-х лет действует соотнесением взором).
Предметы и явления воспринимаются еще в основном целостно, однако, некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина) начинают уже выделяться как отдельные свойства. Процессы сенсорного ознакомления с предметами совершенствуются и становятся более направленными.
Мышление.
С 4 лет наступает постепенный переход к наглядно-образному мышлению. Ребенок может решать задачи в уме, опираясь на свои образные представления о предмете. Благодаря стремительно растущему запасу слов, малыш запечатлевает в памяти не только лишь названия предметов, но также их образы и символы.
Речевые действия: после предварительного ознакомления с картинками ребёнок должен рассказать, какие из них можно отнести к той или иной группе, обосновать.
Формирование суждений (переход от единичных к общим, из многих качеств выделяет главное).
Проблема появления на свет.
Установление причинно-следственных связей.
Много вопросов, они бессистемные, ответы чаще не дослушивает.
Память.
Непроизвольная память. Продолжает преобладать узнавание.
Развита зрительная память, начинает развиваться слуховая.
В памяти удерживается 4-5 предметов.
Не умеют применять специальные приёмы запоминания.
Знает наизусть несколько соответствующих возрасту стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Запоминает их быстро или медленно, но в целом успешно.
Речь.
Словарный запас 2500-3000 слов.
Овладевают грамматической структурой речи, управлением и согласованием слов.
Длинные фразы и монологи.
Развивается диалогическая речь.
Простые предложения.
Развитие фонематического восприятия: узнавания звука в слове.
Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом и т. д.
Выполняет три последовательные команды.
Слушает длинные сказки и рассказы. Воспроизводит содержание художественных произведений и увиденного с помощью наводящих вопросов взрослого
Понимает время, использует прошедшее и настоящее время.
Знает имя, отчество воспитателя, няни, названия 2-х деревьев, цветов, комнатных растений. Составляет рассказ по сюжетной картинке, используя фантазию и вымысел. Определяет форму, фактуру, вкус, используя определения. Хорошо отвечает на вопросы.
Моторика (мелкая и крупная).
Умеет правильно держать карандаш и кисть.
Раскрашивает предметы соответствующими цветами.
Копирует печатные буквы.
Рисует человека, изображает от 2 до 3 частей его тела.
Копирует квадрат, звезду.
Складывает бумагу более чем 1 раз.
Лепет фигурки из пластилина, состоящие из 1-3 частей.
Прыгает на одной ноге попеременно, ходит по бревну, ступает с пятки на носок, встает на цыпочки.
Может одновременно действовать руками и ногами (хлопать в ладоши и притоптывать), маршировать в такт музыке. Бросает сам и ловит брошенный ему мяч. Бросает мяч через голову.
Застёгивает пуговицы. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки.
Внимание.
Непроизвольное внимание.
Новообразование: начинает сформировываться контролирующая функция внимания.
Способен сохранять внимание и работоспособность в течение всего занятия.
Устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от степени заинтересованности ребенка (15 – 20 минут). Если ребенок увлечен игрой, то он концентрируется на ней полностью. У сдержанных, уравновешенных детей устойчивость внимания в 1,5-2 выше, чем у возбудимых.
Переключение внимания с помощью словесной инструкции часто требует неоднократного повторения.
Объем внимания составляет 2- 3 объекта.
Социальные контакты, общение.
Ребенку 4-х лет все труднее и труднее обходится без ровесников. Если в 3 года ребенок вполне удовлетворялся обществом кукол, то теперь такие игры и общение лишь с близкими людьми его уже почти не удовлетворяет и появляется потребность в сверстниках. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Однако к мнению своих ровесников обычно дети в этом возрасте еще не прислушиваются.
Умеет играть с другими детьми не ссорясь и соблюдая правила игры.
Учат быть сдержанным в проявлении отрицательных эмоций (хорошо - плохо).
Дифференцирует людей по полу.
Навыки самообслуживания.
Уверенно осваивает приемы самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.
Одевается и обувается самостоятельно, но еще не умеет зашнуровывать ботинки.
Аккуратно ест.
Чистит зубы и полощет рот.
Сам умывается и вытирает руки и лицо. Умеет пользоваться мылом.
Помогает взрослым в поддержании порядка.
Сам убирает свои книжки и игрушки.
Может поливать растения, давать корм рыбкам, птичкам и ухаживать за ними.
Развитие элементарных математических представлений.
Сравнивает 2 предмета, разные по величине (длине, широте, высоте), выражает словами, какой предмет больше, шире, выше, длиннее и наоборот.
Понимает значение: верх (низ), слева (справа), налево (направо). Считает до 5.
Сравнивает группы предметов, выражает словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
Эмоционально-волевая сфера.
Ребенок стремится во всем подражать взрослому, причем не только своим родителям, но и посторонним людям.
Понимает не только смысл произнесенных слов, но и нюансы интонации, может почувствовать иронию, скрытое недовольство, обиду, грусть и т. п.
Ребенок в этом возрасте уже усваивает свою половую принадлежность и знает, кто он: мальчик или девочка, пытаясь взять на себя роль своего пола.
Начинается период романтической любви к своим родителям противоположного пола, испытывая ревность к родителю своего пола. В 4 года у ребенка может появиться его первая влюбленность, наивнее и чище, которой не найти.
Проявляет фантазию. Любит нравиться другим и помогать взрослым.
5-6 лет
Восприятие.
Цвет: смешивание цветов.
Форма: задание на плоскостное конструирование по схеме.
Величина: идея измерения. Включение параметра высота, ширина.
Эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг; узнавание, называние, соотнесение.
Звук: колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка; узнавание, описание, (громкий – тихий, низкий – высокий, звонкий – глухой), подражание.
Запах: цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный; узнавание, описание, (слабый – резкий, приятный – неприятный, сладкий)
Свойство предметов: тяжёлый – лёгкий, жёсткий – мягкий, шершавый – гладкий, прозрачный – непрозрачный, горячий – холодный, светлый – тёмный, сухой – мокрый; по материалу: деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т.д.
Пространство: высоко – низко, слева – справа, впереди – сзади; определение нахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определённом месте.
Время: утро, вечер, день, ночь, вчера, сегодня, завтра; соотнесение события со временем его происшествия.
Мышление.
Наглядно-образное и словесно-логическое (понятийное).
Умозаключения (включение всё более существенных черт предмета, видовое понятие соотносится с родовым).
Вопросы: о жизни и смерти, о труде, о героях, о духовной жизни человека.
Установление причинно-следственных связей.
Память.
Сохраняется непроизвольная память, появление произвольной памяти.
Наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов их осуществления.
Осуществление самоконтроля.
Хорошо развивается зрительная и слуховая память.
Объем зрительной памяти – 5-6 предметов.
Объем слуховой памяти – 4-5 слов.
Долговременная: рассказывают стихи, сказку.
Кратковременная: воспроизводит 5-6 слов.
Речь
Словарный запас 3500-5000 слов.
Использует распространённые предложения с однородными членами.
Заканчивается формирование правильного произношения.
Использует в речи синонимы и антонимы.
Знает слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Знает и умеет писать печатные буквы алфавита.
Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова).
Определяет ударные слоги, гласные.
Понимает значение слов звук, слог, слово.
Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные.
Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.
Моторика (мелкая и крупная).
Аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа.
Бьёт молотком по гвоздю.
Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
Хорошо бегает, прыгает, прыгает через верёвочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках.
Катается на 2-х колёсном велосипеде.
Внимание.
Непроизвольное внимание.
Появляются зачатки произвольного внимания, связанные с сознательной деятельностью и волевым усилием.
Объём внимания – 5 предметов.
Устойчивость увеличивается в нарастании (по сравнению с 4-5 г.), состовляет 15-20 минут. Сосредотачивается на 3-х объектах с достаточно полной детализацией.
Переключение – распределение внимания по двум признакам, легко переходит от одного к другому.
Концентрация: рассматриваниет привлекательную картинку в течении 15-20 секунд.
Нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Математические представления:
Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов.
Умеет из неравенства делать равенство.
Умеет писать и пользоваться математическими знаками.
Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот.
Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.
Социальные контакты, общение.
Понимает правила честной игры.
Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны.
Происходит осознание половой идентичности, чувства принадлежности к группе мужчин или женщин.
6-7 лет
Восприятие.
Можно наблюдать вполне систематическое планомерное рассматривание предметов.
Дети уже не нуждаются в том, чтобы держать предмет в руках, они вполне успешно описывают его свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием.
Действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете.
Складываются три основных вида действия восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующего действия.
Мышление.
Мышление наглядно-образное, появляется вербально-логическое.
Оперирует анализом знаний: выделяет скрытые предположения, видит ошибки в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями.
Владеет операцией синтеза, используя знания из разных областей для составления плана решения проблемы.
Умеет наблюдать за явлениями, ставит вопросы по существу.
Память.
Объем памяти – 5-7 слов или картинок.
Быстрое запоминание и медленное забывание.
Преобладание словесно-образной памяти.
Воспринятый материал прочно удерживается в сознании.
Повторное восприятие и воспроизведение не требует волевых усилий и напряжения.
Развивается произвольное запоминание.
Речь.
Овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или другое явление, правило.
Довольно свободно владеет родным языком.
Речь в известной степени грамматически правильна, выразительна, относительно богата по содержанию.
Самостоятельно читает текст и передает его содержание.
Умеет записывать простые слова.
Моторика (мелкая и крупная).
Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, в длинных костях рук и ног только начинается окостенение.
Слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фалангов пальцев.
Точные и тонкие движения мышц кисти и пальцев ещё не совершенны.
Недостаточная точность и быстрота выполнения движений, трудность прекращения движения по сигналу.
Внимание.
Преобладание произвольного внимания.
Повышается концентрация внимания: удерживает полностью весь объект деятельности.
Присутствует волевое управление процессом внимания.
Перемещение внимания с одного объекта на другой происходит сознательно.
Объем – 6 лет: 6 предметов; 7 лет: 7-8 предметов.
Ребенок может заниматься неинтересной работой 10 минут (устойчивость – 6 лет: 20-25 минут; 7 лет: 25-30 минут).
Может действовать по двум правилам одновременно.
Если ребенок не может сосредоточиться на необходимой и неинтересной работе даже в течение 5 – 10 минут, то необходима дополнительная консультация у специалистов.
Социальные контакты, общение.
Усваивает и использует правила формальной вежливости в общении с незнакомыми взрослыми.
Формируется образ себя реального и потенциального (в будущем), осознание причастности к широким сообществам: стране, этносу.
Математические представления:
Определяет время по часам.
Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы.
Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры.
Воображение
Дети могут использовать способ «включение» (заданный элемент действительности является отправной точкой воображения ребенка, некоторой частью созданной им композиции: круг – мяч и дорисовывается футболист).
Может сочинить сказку или историю на заданную тему и наполняет их интересными и порой оригинальными деталями (6 лет: репродуктивное с элементами творчества; 7 лет: творческое воображение).
Представления об окружающем мире:
Ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)