Готовимся к школе

Об особенностях первых дней обучения в школе смотрите здесь.
О значимости для будущего школьника развития зрительно-моторной координации смотрите здесь.
Готовность к школьному обучению предполагает сформированность следующих ее компонентов:
1.Физической готовности.
2.Мотивационной готовности.
3.Интеллектуальной готовности.
4.Эмоционально-волевой готовности.
5.Коммуникативной готовности.
6.Готовности в сфере самосознания.


ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

По физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способность управлять своими движениями, телом. Нередко, именно из-за недостаточности физического развития, физических качеств, некоторые дети отстают в учении.
Важно развить у ребенка:
 ловкость,
 координированность,
 силу,
 гибкость,
 выносливость.
Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для движения к успеху в учебной деятельности. Из-за недостаточности развития ловкости мышц у ребенка возникают описки, пропуски букв. Ребёнок с высокой работоспособностью без больших усилий адаптируется к школьным, учебным нагрузкам, легче воспринимает и усваивает программное содержание по всем предметам, спокойно и уверенно чувствует себя в коллективе.
Как развить физические способности ребенка?
 Через физические упражнения: хождение, бег, прыжки, броски, лазание и пролезание, упражнения на равновесие, плавание, подвижные игры, занятия на тренажёрах, катание на лыжах, коньках, санках и т.п.
 Проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны, хождение босиком, дорожки здоровья, контрастный душ, посещение бассейна и сауны.
 Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, игр с мелкими игрушками, мелким конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. Разные виды плетения из бумаги и ниток (макраме) требуют достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Особую роль в развитии мелкой моторики играет умение уверенно пользоваться ножницами, а также вышивка, шитьё, вязание. Для развития графических умений хороши все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование, а также раскрашивание, штриховка, графические упражнения.
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ
Предполагает положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.
Показатели мотивационной готовности:
1. Ребенок имеет определенные представления о школе, учении:
 Представления отличаются полнотой и точностью, знанием всех сущест¬венных сторон.
 Ребенок выделяет главное, устанавливает связи между отдельными явлениями, делает верные выводы и обобщения.
2. У ребенка проявляется определенное отношение к школе, учению:
 Желание стать учеником, учиться.
 Осознание учения в школе, как способа достижения взрослости.
3. Ребенок показывает интерес к самостоятельной деятельности, близкой учебной (рассматривание книг, использование дидактических игр и т.д.)
4. У ребенка сформирован определенный уровень познавательной активности:
 Ребенок проявляет любознательность и виде углубленного интереса к предметам (их строению, назначению, способу использования).
 У ребенка проявляется потребность узнать о неизвестном, разобраться в сложном, приобрести новые умения.
Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Ситуация. Мальчик (6 лет) имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Но в беседе с ним выясняется, что у него нет желания идти в школу.
 С чем связано такое рассогласование?
 Будет ли ребенок успешно учиться в школе?
 Что необходимо предпринять?
Решение. Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет. Он будет вести себя в школе "по-детски", учится неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата. Необходимо заботиться о формировании мотивационной готовности.
Выяснить сформированность мотивационной готовности можно следующими вопросами:
 Хочешь ли ты идти в школу?
 Что в школе интересного?
 Что в школе самое важное?
 Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу?
Ответы на эти вопросы помогут понять, что ребенок знает о школе, в чем она его интересует, есть ли у него желание познавать новое. Проанализируйте причины тех или иных отношений к школе. Затем особо обратите внимание на отношение ребенка к учебной деятельности. Что в ней привлекательно для него и, напротив, непривлекательно.
(!) Желание пойти в школу и желание учиться отличаются друг от друга. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что учиться в школе гораздо важнее и почетнее, чем ходить в детский сад или сидеть дома с мамой, бабушкой.
Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью – учением. Например, желанием писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. Они вызывают особую тревогу, «Нет, не хочу и школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь!», «Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет неко¬гда». Причина подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям («Ты же двух слов связан, не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пой¬дешь в школу, там тебе покажут!»). Можно понять боязнь и тревогу таких де¬тей, связанную с предстоящим обучением. И сколько же терпения, внимания, времени придется уделить потом этим детям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы! А чего будут стоить первые шаги в школе самому ребенку!
Что делать, если у ребенка школьная мотивация отсутствует?
Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то, делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить ребенка, а о том...
…как заинтересовать:
1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, оказывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
2. Связывайте новые знания с уже усвоенными, уже понятными.
3. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным.
4. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
5. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
6. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только – с самим собой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил задание, не то, что ты!» Лучше сказать так: «Сегодня ты выполнил задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего ребенка на собственное совершенствование.
В работе с детьми, по формированию положительного отношения к обучению в школе, можно использовать следующие приёмы:
 Расскажите своему ребенку о первом дне обучения в школе, любимых предметах, любимых учителях.
 Покажите свои школьные фотографии, грамоты.
 Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.
 Совместно с ребенком читайте художественную литературу и смотрите фильмы о школе с обязательным последующим обсуждением.
! Все разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения.
 Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Данный компонент предполагает наличие у ребенка определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.
Поступающий в школу ребенок должен:
 Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.
 Знать времена года, количество и название месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?», «Когда мы собираем грибы и ягоды?» и т.д.
 Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
 Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: «Он ел суп», «Миша мыл окно».
 Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1,2,…,20; 20,19,…,1).
 Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
 Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это – транспорт, или средства передвижения, или «на них ездят люди». Если предложен ряд слов: «туфли, сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь».
 Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «сыр, масло, пластилин, колбаса». Ребенок должен не только исключить «лишнее» слово «пластилин», но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно оно: «Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное – это еда. Ее едят».
 Находить сходство и различия между предметами:
- что общего между морковкой и картошкой? «Они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т.д.»;
- а чем они отличаются друг от друга? «Отличаются формой. Морковка треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая».
 Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик», «Мальчик очень обиделся», «Дети обрадовались, что им построили горку» и т.д.)
 Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
 Запомнить 5 – 7 из 10 четко названных простых слов.
 Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
 Уметь рассказать наизусть небольшое стихотворение.
 Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше – обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше – корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш – теленок. А у лошади?».
 Знать 10 – 12 основных цветов.
 Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая, пальцы и т.д.)
Как формировать познавательные интересы ребенка и их устойчивость?
 Необходимо терпеливо выслушивать ребенка.
 Если его высказывания неправильные, то надо создать такую си¬туацию, в которой дошкольник может проверить свое предположение.
 Желательно чаще задавать ребенку вопросы, развивающие его любознательность.
 Обязательно вместе с ним рисовать.
 Желательно вместе рассматривать и читать энциклопедии.
 Стараться во время прогулок по лесу обращать внимание на растения с секретом: мать-и-мачеху («Почему листья такие?»), осину («Почему листья дрожат?») и др.
 Играть с ним в развивающие игры:
 конструкторы – развивают мелкую моторику (а значит, и речь), конструктор¬ские способности, умение анализировать, внимание, геометри¬ческие представления и др.
 мозаики – развивают образное и пространственное мышление, мелкую мо¬торику (а значит, и речь), цветоощущение, творческое воображе¬ние и др.
 лото – знакомят с окружающим миром, развивают память и внимание, умение анализировать и сравнивать и др.
 домино – знакомят с цифрами и числами, буквами и слогами, учат срав¬нивать, анализировать и быть внимательным, развивают комму¬никативные качества и др.
 парные картинки – знакомят с окружающим миром, историей, развивают память и внимание, коммуникативные качества, сосредоточенность, усид¬чивость и др.
 игры-головоломки – развивают логическое мышление, конструкторские способно¬сти, умение анализировать и синтезировать, точность и аккуратность и др.
 игры со словами – развивают логическое мышление, сообразительность и находчивость, речь, внимание, память и др.
ЭМОЦОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ
Эмоциональная готовность – это способность ребёнка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создаёт благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни.
ВАЖНО ЗНАТЬ, ЧТО ребенку в 6 лет трудно управлять своим поведением, потому что у него еще не достаточно развита воля.
Произвольным, т. е. управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка: внимание, память, мышление. Ему необходимо умение наблюдать, запоминать, слушать, добиваться решения поставленной учителем задачи. Для развития у дошкольника воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами. Именно здесь важна помощь взрослого человек, который направляет и учит контролировать поведение ребенка.
Показатели эмоционально-волевой готовности.
1. У ребенка сформирован определенный уровень произвольно управляемого поведения:
 Ребенок умеет сосредоточить внимание на определенной работе.
 Умеет длительно удерживать цель.
 Стремится к достижению результата своей деятельности, преодолению трудности.
2. У ребенка сформирована организованность: умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
3. В учебной деятельности ребенок проявляет важные нравственно - волевые качества: активность, дисциплинированность, ответственность, исполни¬тельность.
4. Поведение ребенка характеризуется гуманистической направленностью (доброжелательностью, отзывчивостью по отношению к окружающим, уме¬нием понять позицию другого человека); инициативностью и самостоятель¬ностью творческого характера.
5. У ребенка сформирована потребность переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью:
 Переживание радости от познания нового.
 Удовлетворение от успешно выполненного задания.
 Предвосхищение положительной оценки.
6. У ребенка развита уверенность в себе и своих силах.
7. У ребенка сформирована адекватная самооценка.
Ситуация. Мальчик (5 лет) неорганизованный. Начатое дело до конца не доводит, берется за другое. Не умеет сосредоточиться. Мама беспокоится, как он будет учиться в школе.
Как родители могут помочь ребенку в воспитании необходимых качеств для учебы?
Решение. Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто не хватает внимания. Поэтому ребенку трудно учиться.
Как же помочь такому ребенку?
 Только научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, проверять, отмечать успехи (поощрять). В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться где-то на половине пути: знает - ладно, красиво делать научится потом - и допускают ошибку. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца – при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.
 Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть. Родители нередко утверждают ребенка в его нежелании думать о качестве своей работы, когда пытаются оградить от излишних переживаний по поводу получаемых отметок: «неважно, что ему ставят», «главное, что ему интересно и что он старается, делает как может» или «этого достаточно». Ребенок должен стремиться к хорошему результату, не просто как может, а так хорошо, на что он способен. Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Учеба – это постоянное совершенствование навыков, к этому надо приучать ребенка с первых дней в школе.
 Подведение итогов действия – очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка: как построен из кубиков замок или нарисован рисунок, сделана аппликация.
 Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов было доведено до автоматизма.
Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду:
 Перед предстоящим действием задается вопрос: "Как ты будешь это делать?" Таким и подобными вопросами взрослый может побуждать ребенка к планированию разных действий. Так, перед уборкой игрушек: "Что, куда убирать и в какой последовательности?", перед конструированием: "Что построить и какие материалы для этого потребуются?" Подобные вопросы взрослый должен поставить перед ребенком, когда он приступает к какой-либо деятельности.
 На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их, это первая форма самоконтроля.
КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Этот компонент включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Предполагается развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающие способности справиться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Ребенок должен:
 знать правила общения;
 уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
 уметь управлять своим поведением без агрессивности;
 уметь быстро осваиваться в новой обстановке.
Способность к общению включает в себя:
 Желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу!").
 Умение организовывать общение ("Я умею!"), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
 Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!»).
Как проверить коммуникативную готовность ребенка?
Надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). Во время игры можно увидеть:
1. Следует ли ребенок правилам игры.
2. Как ребенок устанавливает контакты.
3. Считается ли с другими как с партнерами.
4. Умеет ли управлять своим поведением.
5. Требует ли уступки от партнеров.
6. Бросает ли игру при неудаче.
Родители могут помочь ребенку в двух отношениях:
Во-первых, коммуникативным навыкам можно обучить на наглядных примерах собственного поведения во взаимодействии с другими людьми, и прежде всего с самим ребенком.
Во-вторых, можно создать условия, позволяющие детям приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками, - удобное игровое пространство и игрушки.
ГОТОВНОСТЬ В СФЕРЕ САМОСОЗНАНИЯ
Это относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе
В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. Это является одним из показателей психологической готовности школьника к обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Пример ситуации: ребенок (6 лет) в семье был желанным. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У него сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. Попадая в коллектив класса, этот ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к нему будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.
Показатели готовности в сфере самосознания.
Проявляются в отношении к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Ребенок должен:
 Различать свои индивидуальные особенности.
 Видеть свои и чужие положительные и отрицательные черты.
 Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
 Проявлять самопознание, интерес к себе.
Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.
Способы формирования адекватной самооценки:
 создавать ситуации успеха;
 выражать своё отношение к окружающему и оценочный подход;
 предоставлять образцы деятельности, давая ребёнку критерии правильности её выполнения;
 заботиться о статусе ребёнка в группе сверстников;
 использовать режиссёрскую игру для формирования рефлексии и т.д.