У родителей выпускников часто возникает вопрос, что такое зрительно-моторная координация и какое значение она имеет для успешности обучения в школе.
Зрительно-моторная координация — это согласованность движений и их элементов в результат совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Результаты диагностики психологической готовности к школе показывают, что у 30-50 % выпускников ДОУ она имеет слабый уровень либо нарушена. Вместе с тем, зрительно-моторная координация – это такая функция, которую можно считать школьнозначимой. Слабая зрительно-моторная координация часто бывает причиной нелепых ошибок, которые ребенок допускает при списывании с доски, из учебника или из прописей. Но это еще не значит, что он не умеет (или не сможет научится) писать или рисовать. Хорошо рисующие и даже занимающиеся в изостудии дети могут оказаться неспособными справиться с задачей повторения образца, который находится у них перед глазами. Воспроизведение образца требует оперативной координации зрительного анализа и движений руки, а не развертки образа, как при самостоятельном рисовании.
Причиной слабого развития зрительно-моторной координации чаще всего связано с функциональными отклонениями в деятельности мозга. При наличии таких нарушений (а их может выявить только невропатолог) необходимо, в первую очередь, соответствующее лечение и выполнение всех рекомендаций невропатолога. Также причинами слабого развития зрительно-моторной координации могут выступать крайняя невнимательность ребенка. Понимая причину, взрослые не должны ругать ребенка и требовать от него невозможного.
Для развитие зрительно-моторной координации можно использовать следующие упражнения: ·
самомассаж кистей и пальцев рук,
·
игры с пальчиками,
·
лабиринты,
·
дорисовывание изображений, предметов, картинки,
·
обведение изображения по контуру,
·
заштриховать изображение, не выходя за границы его контур,
·
графические диктанты, соединение по точкам, продолжение
ряда,
·
любые задания на копирование геометрических фигур, простых
рисунков,
·
копирование изображений по клеткам в тетради,
·
работа с ножницами, пластилином,
· игры: конструирование по заданному образцу (из строительного
материала, счетных палочек, мозаики, пазлы),
·
игры-головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный
квадрат», «Монгольская игра» и «Чудо-крестики» Воскобовича и т.п.
При этом необходимо постепенно приучать ребенка к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличению ее с образцов.У детей с нарушенной зрительно-моторной координацией обучение письму может осуществляться на основе формирования чисто моторного навыка. В этих целях можно использовать специальные имеющиеся в продаже таблицы с выдавленными буквами и словами. Ребенок должен водить ручкой по этим углублениям, таким образом осваивая написание букв. При менее выраженных нарушениях дети могут обводить образцы букв и слов через кальку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий