суббота, 7 апреля 2012 г.

Специальные методы саморегуляции. Способы, связанные с воздействием слова (аутогенная тренировка)

Аутогенная тренировка представляет собой систему психологического воздействия на самого себя (самовнушение). Главным орудием здесь выступает слово, обращенное на саморегуляцию непроизвольных функций организма. Таким образом, аутогенная тренировка базируется главным образом на сознательном компоненте психики.
! Помните, что самовнушение должно быть:
•позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным; нельзя внушать себе негативное;
•облечено в простые, четкие и понятные фразы, выражено в утвердительной форме и не содержать частицы «не». Формулы самовнушения начинаются со слов: «я хочу...», «я могу...», «я буду...»
Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить ежедневно утром после сна и вечером перед сном.
Вот примеры некоторых формул оптимального состояния, составленных для применения в стрессовой ситуации:
•«Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех!»
• «Я совершенно спокоен! Я собран! Мыслю четко!»
• «Я весела и раскованна! Мое тело легкое! Движения свободные и красивые! Я уверена в себе!»
• «Я могу управлять своими внутренними ощущениями».
• «Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю».
• «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие бес¬покойства».
• «Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке».
Примерные программы самовнушения.
Для оптимизации настроения:

«Я собран и уравновешен; у меня приподнятое, радостное настроение; я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым: я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил; я оптимист».
Для преодоления неуверенности, скованности в общении:
«Я совершенно спокоен; чувствую себя свободно и раскованно; владею собой; мой голос звучит ровно, уверенно; настроение бодрое; мне интересно общаться с людьми, со мной интересно общаться; я спокоен и уверен в себе».
Для преодоления грубости:
«Я вежлив. Я приятен людям. Я внутренне улыбаюсь. Я владею собой».
Для снятия эмоционального напряжения:
• Сейчас я почувствую себя лучше.
• Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
• Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
• Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
• Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства.
• Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке.
Постарайтесь придумать свои собственные формулировки. Делайте их краткими и позитивными; избегайте негативных слов, таких как «нет», «не получиться.
Самоодобрение (самопоощрение):
В жизни люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это – одна из причин увеличения нервозности, раздражения, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок. Поэтому важно поощрять себя самим.
В случаях даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».
Находите возможность хвалить себя несколько раз в течение рабочего дня.
Обесценивание недоступной доминирующей идеи:
Подобно лисице из басни, отреагировать по типу «зелен виноград».
Прием самоуспокоения:
Доказать себе, что могло быть и хуже. Сравнение собственных невзгод с чужими, еще большими проблемами позволяет более стойко и спокойно отреагировать на неудачу.
При преувеличении значения какой-либо проблемы (вопросы к самому себе):
• Это на самом деле такое Большое Дело?
• Покажется ли вам происходящее таким же важным через две недели?
• Подвергается ли в данный момент риску что-либо по-настоящему важное для вас?
• Действительно ли это хуже, чем-то, что было прежде?
• Стоит ли это того, чтобы так переживать?
• И, наконец, классический вопрос: что самое худшее может случиться и смогу ли я справиться с эти?
Рефлексия (разъяснение сложившейся ситуации):
Особенно полезны следующие типы очевидных утверждений:
• «Я понимаю». Объясняет причины проблемы или ощущения несчастья, связывает испытываемые чувства с их причиной: «Конечно, я беспокоюсь – я всегда нервничаю в подобной ситуации. Я понимаю, что нет ничего удивительного и на этот раз»
• «Я могу». Повторение того, что мы можем сделать для решения проблем, действует по принципу вселения новой надежды: «Я могу вспомнить, что в подобных ситуациях люди обычно нервничают, как и я сегодня. Если ситуация через три дня не изменится, то я приму следующие меры… .Я решал сложные ситуации, решу и эту».
• «Это я». Данный способ демонстрирует духовное родство с другими людьми, помогает развить в себе сопереживание. Наблюдая за другим человеком, обратите внимание на те черты его характера, в которых вы с ним похожи. Когда кто-то сделает нечто такое, что вам не нравиться, напомните себе, что и вы иногда делаете подобные вещи. Постоянно напоминая себе, что чужие ошибки не представляют собой ничего особенного, вы быстро и эффективно освободитесь от напряжения.
Включение позитивной мотивации:
Это упражнение позволяет переключить внимание с фактора напряжения, а также отрабатывает навыки проявления эмоций, способствующих профессиональной адаптации специалистов СЗ.
• Занять удобное положение, закрыть глаза, расслабиться.
• Сосредоточиться на своих ощущениях.
• Далее ответить себе на вопрос: «Что делает вашу жизнь интересной? Что радует вас, приносит удовольствие?
• Следующие 5-7 минут предоставляется для индивидуальной визуализации заданной темы.
Активизация прошлого положительного опыта:
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями. Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня».
• «Именно сегодня у меня все получиться».
• «Именно сегодня я буду спокойной и выдержанной»
• «Именно сегодня я буду самой находчивой и уверенной»
• «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
Мысленно повторите текст программы несколько раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий