пятница, 17 мая 2013 г.

Произвольное поведение

Произвольное поведение – это способность организовывать свою деятельность в сjответствии с поставленными задачами, т.е. самоконтроль. Произвольная регуляция собственного поведения является одним из важнейших показателей уровня личностной зрелости ребенка и в общих чертах должна быть сформирована к семи годам, когда ребенок пойдет в школу. Самоорганизованность среди прочего обеспечивает успешность обучения в школе.
Уровень самоконтроля ребенка зависит от многих факторов:
1.В первую очередь волевая регуляция поведения зависит от этапов физиологического созревания ребенка. Не кусать ровесников, не замахиваться на маму, не выбегать на дорогу с машинами – все эти действия требуют от ребенка контроля собственного поведения, и практически все дети к трем годам умеют регулировать его в той или иной степени. В случае же интеллектуальной деятельностью произвольное поведение начинает формироваться с 5 лет. Поэтому детей до 5 лет нужно заинтересовать, увлечь, чтобы они высидели занятие.
2.особенностей темперамента (выраженным холерикам или сангвиникам сложнее контролировать собственное поведение);
3.пола (у девочек лучше развиты навыки самоконтроля);
4.стандартов поведения родителей, которые ребенок видит ежедневно (если родители постоянно/регулярно сами не сдержанны, то и дети перенимают данный образец поведения);
5.стиля воспитания (авторитарно-директивный стиль воспитания, который развивает в детях несамостоятельность, неумение анализировать свои поступки и предвидеть их последствия).
Произвольное поведение НУЖНО и МОЖНО развивать специальными упражнениями и играми, которые можно поделить на две большие группы: деятельность по образцу и игры с правилами.
1.Деятельность по образцу.
В данном случае ребенку необходимо сличать свою работу с образцом и делать выводы, что требуют от него опре-деленной регуляции собственного поведения. По образцу можно лепить, рисовать, конструировать, выполнять физические упраж¬нения, делать аппликации и т.д.
Примеры упражнений и игр по образцу:
«Корректурная проба», «Кодировка» (смотрим здесь).
«Раскрась вторую половинку».
Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить.
«Сделай также».
Например, предложите сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу.
б) елочку из треугольников.
в) узор из геометрических фигур.
г) композицию.
д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке.
«Запомни ритм».
Стучим в ладоши определенный ритм (или ручкой по столу). Ребенок должен его запомнить и поворить.
2.Игры с правилами.
Детям с низким уровнем саморегуляции очень сложно придерживаться определенных правил в игре. Многократное проигрывание помогает ребенку обучиться саморегуляции в рамках игры.
Примеры игр с правилами:
Самые известные игры - «Море волнуется…», «Съедобное-несъедобное».
«Движения наоборот».
Показываете разные движения, малыш должен выполнить их наоборот (например, поднять руки – опустить руки, присесть – встать, руки в стороны – прижать к себе).
«Запретное движение».
Показываете одно движение, например, хлопки за спиной, объявляется запретным, остальные движения надо повторить.
«Запретный номер»/
Выбирается определенные «запретные» цифры, например 4, 11. Перечисляете цифры в разброс, ребенок должен повторять их за вами вслух, а на «запретные» цифры он должен молча хлопнуть в ладоши. Вариант: перечисляете разные слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда встретится животное и т.п.
«Выполни движения»/
Показываете ребенку несколько действий, называя их. Затем просите его повторить действия в той последовательности, в которой они были показаны. Например:
1.Руки поднять вверх.
2.Сделать хлопок над головой.
3.Руки развести в стороны.
4.Сделать вращательное движение руками.
5.Руки опустить вниз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий