среда, 14 ноября 2012 г.

Кризисы в развитии ребёнка: кризис 7-ми лет


На седьмом году жизни в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, внутренних органов, перестройкой всех систем и функций.
В связи с этим у детей нарушается психическое равновесие, наблюдается неустойчивость настроения, аффективные вспышки, капризы. Ребенок становится непослушным, раздражительным. Он часто вступает в конфликты с взрослыми, спорит с ними, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям.
То, с чем сталкиваются родители, - закономерный, необходимый этап в развитии ребенка, который переживает очередной кризисный период. И именно психологическое пространство кризиса является той областью, где ребенок пробует свои новые способности.
В период кризиса в поведении ребенка:
-Появляются новые интересы и потребности.
-Возрастает самостоятельность и независимость, ему хочется казаться и быть взрослее, умнее, лучше. Дети нуждаются в том, чтобы родители осознали: они растут, хотят быть самостоятельнее, а непонимание этого вызывает у ребенка протест, негодование.
-Интенсивно развиваются такие качества, как трудолюбие и инициативность. Детям хочется делать что-то полезное, серьезное, где они чувствуют, что умеют или могут этому научиться, чтобы гордиться своими успехами и умениями.
-Теряется непосредственность и наивность. Это означает привнесение в его поступки интеллектуального момента. Так, ребенок начинает осознавать свои переживания, понимать, что значит «я радуюсь», «я сердит», «я добрый» и др. Благодаря этому у него возникает осмысленная оценка своих действий и переживаний.
-Появляется осознание своего места в системе общественных отношений («Я – девочка, дочь, ученица» и др.).
-Появляется стремление занять позицию школьника: «Хочу в школу», «Хочу учиться», что является показателем мотивационной готовности к обучению, говорит о начальном этапе школьной зрелости. -Открытие ребенком для себя значения новой социальной позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми деятельности, меняет его самосознание, приводит к переоценке ценностей: все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, а то, что связанно с игрой – менее важно. Процесс созревания готовности ребенка к школьному обучению происходит именно в кризисный период и является его существенным показателем.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
-Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!».
-Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
-Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
-Если ребенок спорит по любому поводу, сопротивляется, упрямится, ищет новое занятие (этим он стремится выразить свою самостоятельность, независимость, потребность быть взрослее), ему надо помочь: прежде всего, показать свое уважение к ребенку – быть спокойным, разумным, терпеливым.
-Следует дать ему дело, занятие, где он может доказать свою самостоятельность. Когда он успокоится, сказать, в чем вы согласны с ним, а в чем он не прав. Желательно похвалить его успехи в полезных делах.
-Ребенка нужно ставить в позицию «взрослого», возлагать на него ответственность. Например, полезно давать специальные поручения, включать в домашние дела, выполняя которые, ребенок бы видел результат своего труда и чувствовал бы его важность для всей семьи: например, поливать цветы, кормить кошку, мыть посуду, подметать пол, пылесосить и др. Полезно выполнение заданий с самоконтролем. Для этого следует завести для ребенка календарь, где бы он отмечал цветными фломастерами выполнение поручений и добрых дел.
-Предлагать детям больше заданий на развитие воображения, фантазии, творческой инициативы: игры «в театр», придумывание сказки с продолжением, творческие задания – вылепить из пластилина «чудо-юдо», нарисовать зимний лес, вырезать из бумаги волшебное животное и др. Такие задания стимулируют развитие у ребенка важнейшей предпосылки к учебной деятельности.
-Детские «капризы» можно лечить так: как только ребенок начинает капризничать, надо обнять его, уверить в своей любви, постараться отвлечь, предложить ему приятное занятие, игру. Если не удалось это сделать, следует оставить ребенка в покое, не обращать на него внимания, пока он не успокоится сам.
-Поощрять активность ребенка в интеллектуальных занятиях.
-Взрослым необходимо перед поступлением ребенка в школу перестраивать свое отношение к нему – относиться как к будущему школьнику, говорить: «Ты вырос, тебе скоро в школу!» и т. п.; менять свои ожидания от него, требовать быть более серьезным, ответственным. Поддерживать разговор с ребенком о школе: для чего дети учатся, чему в школе учат. Сформировать у ребенка представление о том, что учеба – это серьезный труд, поэтому надо быть внимательным, старательным учеником. Поощрять учебные успехи: радоваться вместе с ним, выражать это словах, например: «Молодец! Я знал(а), что у тебя получится!
-Расширение сферы интересов ребенка, происходящее в этом возрасте, нуждается в поощрении. Следует поддерживать интерес ребенка к миру людей и вещей, давать ему пищу для развития (походы в музеи, на экскурсии). Не стоит жалеть времени на разговоры об увиденном.
-Еще один важный момент – ребенок нуждается в обратной связи, то есть в ответной реакции на свое поведение. Поэтому, будьте доброжелательны, найдите время пообщаться с ребенком, заняться полезными общими делами. Это особенно важно, когда у ребенка появляется вертлявость, клоунада – значит, ему не хватает признания взрослых, он требует к себе внимания, переживает. Перед сном желательно проводить спокойные беседы о том, что случилось с ним за день, хвалить его за добрые дела и поступки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий