среда, 14 ноября 2012 г.

Кризисы в развитии ребёнка: кризис 3-х лет.


Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: малыш ведет себя так отвратительно не потому, что он сам «плохой», а просто потому, что пока не может по-другому. Понимание внутренних механизмов поможет вам быть терпимее к своему ребенку.
В 2,5 - 3 года ребенок впервые начинает говорить о себе «Я», а другим «Ты», осознавать свое имя и половую принадлежность, стремится к самостоятельности и волеизъявлению: «Я сам!», «Я хочу!».
Это стремление к эмансипации рождает целый ряд особенностей его поведения:
-Негативизм (ребенок не хочет чего-нибудь сде лать только потому, что это предложил кто-то из взрослых).
-Упрямство (ребенок на стаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал).
-Бунт (ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними).
Строптивость (это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания, установленных для ребенка, против интере совавших прежде игрушек; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызы вающем «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают).
-Своеволие (это стремлении ребенка к самостоятельности: он хочет все делать и решать сам).
-Обесценивание (обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка – противной, родители – злыми.
-Ребенок может начать ругаться, обзываться – происходит обесценивание старых норм поведения, сломать любимую игрушку или порвать книжку – обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам и т.д.).
-Деспотизм (ребенок начинает диктовать всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности).
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
Если родители…

… предоставляют ребенку возможность делать все, на что он способен, самому, то у него формируется самостоятельность и уверенность;
…проявляют нетерпение и спешат все сделать за ребенка, то у него развивается нерешительность и стыдливость.
…поощряют инициативу у ребенка, то у него вырабатывается предприимчивость.
…наказывают ребенка (так как для родителей его двигательная активность нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы), то он начинает себя чувствовать виноватым, и это чувство будет с ним в следующих периодах жизни.
При истериках, слезах, капризах:
-Ничего не предпринимать и не решать до тех пор, пока малыш полностью не успокоится.
-Полезным может оказаться «пожалеть» ребенка: обнять, посадить на колени, погладить по головке. -Работает данный способ обычно безотказно, но злоупотреблять им не стоит. Ведь ребенок привыкает, что за его слезами и капризами следует «положительное подкрепление». А привыкнув, он будет использовать эту возможность получить дополнительную «порцию» ласки и внимания.
-Переключение внимания. В возрасте трех лет малыши очень восприимчивы ко всему новому, и новая игрушка, мультик или предложение заняться чем-то интересным может остановить конфликт и сберечь ваши нервы.
-Дайте возможность своему малышу делать ошибки сейчас, на ваших глазах. Это поможет ему в будущем избежать множества серьезных проблем. Конечно, путь свободы – это не путь попустительства. Определите для себя те границы, выходить за которые ребенок не имеет права. Например, нельзя играть на проезжей части, нельзя пропускать дневной сон, нельзя гулять по лесу без шапки и т.д. Придерживаться этих границ вы должны при любых обстоятельствах. В других ситуациях предоставьте малышу свободу действовать по его собственному разумению.
-Дайте возможность ребенку самому принимать решения. Малыш на все говорит «нет», «не буду», «не хочу»? Тогда и не заставляйте его! Предложите ему два варианта: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки. Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и уверенность в том, что с его мнением считаются.
-Главный помощник воспитания – любовь. Помните, что любовь ребёнка – безусловная гарантия его воспитуемости. Говорите ребёнку о своих чувствах к нему «Я тебя люблю», «Как хорошо, что ты у меня есть».
Внимание!!!
Есть дети, которые в три года почти и не обнаруживают каких-либо негативных проявлений. А если и обнаруживают, то они проходят так быстро, что родители могут их даже не заметить. Думать, что это как-то негативно скажется на психическом развитии, или становлении личности, не стоит. Ведь в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Поэтому основная задача родителей в такой ситуации – следить за появлением нового в поведении ребенка: формированием воли, самостоятельности, гордости за достижения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий