среда, 1 октября 2014 г.

Ребенок жадничает

Немало родителей сталкиваются с проблемой жадности у ребенка. И, безусловно, совсем не хочется, чтобы у ребенка закрепилось это далеко не положительное качество.
Что делать, если ваш ребенок жадничает? Что предпринять для того, чтобы перевоспитать малыша в нужном направлении? Для этого крайне важно разобраться в причинах детской жадности:
1.Для детей 3-4 лет состояние жадности, нетерпимости к посягательствам на свои вещи других детей и взрослых – фактически естественное состояние. В силу психофизических параметров данного этапа жизни основной чертой детского характера является эгоцентричность. Кроме того, восприятие собственности различается у ребенка этого возраста и у взрослого. Вещь для ребенка 3-4 лет – это как бы часть его, посягательство на вещь сродни посягательству на его личность, на его «я». При помощи борьбы за свое право владения вещами ребенок утверждается в мире, проявляет себя.
2.Тип семейного воспитания:
•Воспитание по типу «ребенок-кумир», где детей балуют излишним вниманием, заботой, вещами. Играть по общим правилам такого ребенка не приучают, поэтому и в обществе других детей он будет вести себя соответствующе. Такие дети-кумиры, стараниями своих родителей, непременно будут иметь проблемы во взаимодействии с другими детьми.
•Авторитарный тип воспитания, где для ребенка создано множество запретов и авторитет родителей непререкаем. В этом случае ребенок проявляет властность и упрямство там где может – в общении со сверстниками, в нежелании отрывать от себя частичку в виде какой-то игрушки, т.е. владение вещами (жадность) становится для него одной из форм самореализации.
3.Единственный ребенок в семье: жадность ребенка в данном случае объясняется тем, что постоянной ситуации «раздела» вещей, как в многодетных семьях, у такого малыша нет, вот он и не может воспринять новый тип отношений.
4.Скупость родителей, которая выступает образцом поведения для ребенка.
Рекомендации по профилактики и коррекции жадности:
1.Детям трудно делиться, особенно маленьким. Это нормальная часть процесса развития. Осознание и принятие этого – первый шаг, помогающий ребенку стать щедрым человеком.
2.Лучшей же профилактикой излишней жадности ребенка может стать только личный пример.
3.Не стоит принуждать ребенка к щедрости и доброте – это только отвратит его от подобных попыток в будущем.
4.Ребенок имеет право на владение своими игрушками. Поэтому, дайте ребенку свободу выбора: кому дать свою игрушку, а кому – отказать. Невозможно научить делиться, если лишить ребенка права выбора – делиться или нет. А чтобы малыш захотел делится, нужно наглядно показать ребенку бонус от того, что ты делишься с кем-то (другому человеку приятно, он начинает лучше к тебе относиться, мама очень хорошо относится к щедрым и т.п.).
5.Помогите ему разобраться с чувствами: да, делиться трудно, но и жадиной быть не хорошо.
6.Объясните ребенку, что время от времени в жизни придется делиться с кем-то своими вещами, равно как и он может иногда попросить поиграть (посмотреть, попользоваться) вещами друга.
7.Уважая личное пространство ребенка, нужно у него выяснить, какие именно вещи, игрушки и предметы ему настолько дороги, что он не хотел бы давать их пользоваться другим людям. Предложите убрать эти вещи подальше от чужих глаз (в случае если вы ждете гостей), либо не порицайте ребенка где-то в общественном месте, если он отказал другому ребенку и не позволил поиграть своей любимой игрушкой. В этом случае отведите ребенка в сторону, уточните у него мотивы его отказа и попросите, чтобы ваш малыш объяснил своему другу по песочнице причины отказа (Например, это его любимая игрушка, которую он не дает никому, а вот другой можно спокойно поиграть).
8.Не ругайте и не порицайте своего ребенка прилюдно. Тем самым, вы только унижаете собственного малыша, обижаете и предаете его. Будет лучше, если вы отведете ребенка в сторону и спокойно, миролюбиво поговорите с ним.
9.Для совместного чтения и обсуждения полезны сказки, где добро побеждает зло, и герои щедро одаривают друг друга, беспокоятся о благе других. Книжки «Кошкин дом» С.Я.Маршака, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, басня Крылова «Муравей», «Денискины рассказы» Драгунского, «Сказка о жадных медвежатах».
10.Играйте в игры и проигрывайте ситуации, где нужно делиться. «Мишка и зайка захотели тортика. Как его разделить, чтобы никому не было обидно?»

Комментариев нет:

Отправить комментарий